Кризис не заказывали. Рынок общественного питания в Челябинской области упал на 13,6% в первом квартале

Кризис не заказывали. Рынок общественного питания в Челябинской области упал на 13,6% в первом кварталеВ Челябинской области, несмотря на снятие ограничений, рынку общественного питания пока не удается восстановиться. В первом квартале оборот ресторанов, кафе и баров сократился на 13,6% к аналогичному периоду прошлого года. Объем рынка составил 5,8 млрд руб. Некоторые представители отрасли говорят о более существенном снижении выручки — порядка 20% из-за роста расходов и падения платежеспособности клиентов. Эксперты подчеркивают, что пандемия усугубила семилетнее падение доходов граждан и в ближайшее время восстановления рынка ждать не приходится.

Рынок общественного питания в Челябинской области пока не достиг показателей, которые наблюдались до введения ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, которые действовали весной, во время первой волны, а затем с ноября по январь, когда в регионе была запрещена работа заведений по ночам и развлекательные мероприятия. В первом квартале 2021 года оборот кафе, ресторанов и баров составил 5,8 млрд руб., что на 13,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные представил Челябинскстат в докладе «О социально-экономическом положении региона в январе — марте 2021 года».

С начала года наилучшие показатели в сфере общественного питания наблюдались в марте. Тогда оборот заведений достиг 94,4% от уровня марта 2020 года и составил 2,1 млрд руб. Хуже всего отрасль сработала в январе, когда было зафиксировано падение на 22% к прошлому году, до 1,7 млрд руб. По итогам 2020 года оборот ресторанов, кафе и баров в Челябинской области сократился на 7,6%, до 22,3 млрд руб.

Другие показатели состояния потребительского рынка в регионе: рынок платных услуг и розничная торговля в январе — марте сохранились на уровне прошлого года. Так, оборот розницы в первом квартале составил 151,1 млрд руб., или 100,1% к январю — марту 2020 года. Рынок платных услуг — 99,6%, или 46,8 млрд руб.

Бар-менеджер заведений La Galleria и Matreshka Максим Шумаков отмечает, что после коронавирусных ограничений трафик восстанавливается медленно, а посетители стали тратить меньше денег. «Сейчас люди за свой рубль хотят максимум удовольствий. Если раньше, например, хватало просто коктейлей и общения с барменом, то сейчас за эти же деньги им нужен и ди-джей, и караоке, и потанцевать. Посещаемость растет, но не слишком быстро. Но платежеспособность публики снизилась. Например, у нас раньше продавалось очень много дорогого премиального алкоголя, редкого коллекционного японского виски, мы могли себе позволить делать коктейли за 600–700 руб. Сегодня те же самые гости просят коктейли попроще, более доступные. Аудитория ищет баланс вкуса и цены. В принципе, это происходит каждый кризис, но в отличие, например, от 2016 года, когда люди не отказывались пить, но переходили с дорогого сегмента в более доступный, сейчас люди себя ограничивают и алкоголя стали употреблять меньше. Я думаю, что у нас оборот в первом квартале снизился процентов на 20 или даже больше»,— говорит Максим Шумаков. По его словам, значительно выросли расходы: только с начала года цены на все продукты питания увеличились почти на 25%, алкоголь среднего ценового сегмента подорожал на 10%, дорогие марки — на 30%. Также участник рынка отмечает, что у всех заведений произошел «огромный спад выручки» из-за запрета курения кальянов.

Владелица ресторана китайской кухни Gong и семейного кафе Grandma Татьяна Старовойтова в разговоре “Ъ-Южный Урал” рассказала, что в одном из заведений обороты удалось восстановить до уровня первого квартала прошлого года. «По Gong выручка стабилизировалась, причем если раньше львиную долю занимала доставка, и достаточно мало людей посещали заведение лично, то сейчас доставка и выносы уменьшаются в пользу личного посещения. В этом году сняли ряд ограничений — разрешили музыкальное сопровождение, можно проводить какие-то небольшие мероприятия, дни рождения, у людей стало больше поводов, чтобы посетить ресторан. По Grandma ситуация печальнее, но там изначально целевая аудитории — семьи с детьми, а пожилые люди и дети — это те, кого мы бережем больше всего, поэтому, видимо с опаской посещают»,— говорит Татьяна Старовойтова.

Ресторанный эксперт Александр Доможиров считает, что время для восстановления рынка общественного питания еще не пришло. «Стационарные рестораны чувствуют себя не лучшим образом последние семь лет из-за падения доходов граждан, на это накладывается пандемия. После снятия ограничений ситуация изменилась только в психологическом плане. На данный момент, большинство ресторанов, я не беру фастфуд, не могут восстановиться до первоначальных объемов продаж. Для 95% заведений восстановление будет возможно только тогда, когда вакцинируются более 50% населения, а это, скорее всего, не произойдет в этом году. Также должно пройти еще какое-то время, чтобы люди оправились от этого шока. Сегодня, грубо говоря, мы не видим в заведениях 30–50% посетителей, которые ходили до пандемии. Многие переболели, но многие до сих пор находятся в зоне риска»,— говорит эксперт.

Юлия Гарипова

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

?>